В основе
активного обучения лежит принцип непосредственного участия слушателя в учебном
процессе, ориентированный на поиск путей и способов решения изучаемых в учебном
курсе проблем. Для этого необходимо, чтобы учебный процесс был имитацией той
среды, в которой предстоит трудиться слушателям в будущем, а также обеспечивать
формирование у слушателя способностей решать практические задачи, изменять и
улучшать тот предметный мир, в котором они живут и трудятся.
Понятие
«активные методы обучения» (АМО) распространяется на достаточно обширную группу
приемов и способов проведения теоретических и практических занятий, таких, как:
- анализ конкретных ситуаций;
- решение проблемных задач;
- «аквариум»;
- «вспышка»;
- деловые игры;
- работа с деловыми бумагами;
- групповая мозаика;
- групповые ралли;
- две обоймы;
- метод 66;
- тест-инструкция;
- опрос с помощью метапланкарт;
- «сеть»;
- интервью в парах;
- ролевые игры;
- «квартеты»;
- «сэндвич»;
- структурированные занятия;
- групповой турнир;
- презентация;
- брейн-ринг;
- кейсы и др.
Высокая
степень гибкости и адаптивности активных методов обучения позволяет
преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих случаях:
- в заключении лекции, рассказа, беседы – как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;
- в качестве введения в лекцию – постановки практической проблемы, которую предстоит разработать;
- для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;
- параллельно лекции – часть материалов передается в устном выражении, а другая – посредством активного метода;
- вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи активного метода.
Активные
методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решить
одновременно следующие учебно-организационные задачи и функции:
- подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;
- обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;
- установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;
- реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);
- реализовать производственные функции (отработать систему управления и его функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности и дисциплины;
- реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
Кроме того,
АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию
у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:
- способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;
- умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
- умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
- знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
- умение находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;
- способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
- готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
- умение избегать ошибок и просчетов;
- способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
- умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
- умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
Активное
обучение влияет на развитие у слушателей потребности к самообучению,
самоусовершенствованию, то есть к научно–организованной самостоятельной работе,
которая помогает управлять ситуацией, исключать возникновение неуправляемых
явлений, рисковых ситуаций.
Подсмотрела материал тут
Подсмотрела материал тут
Комментариев нет:
Отправить комментарий