12 января 2016 г.

Активное обучение (АМО)


В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия слушателя в учебном процессе, ориентированный на поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем. Для этого необходимо, чтобы учебный процесс был имитацией той среды, в которой предстоит трудиться слушателям в будущем, а также обеспечивать формирование у слушателя способностей решать практические задачи, изменять и улучшать тот предметный мир, в котором они живут и трудятся.
Понятие «активные методы обучения» (АМО) распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий, таких, как:
  • анализ конкретных ситуаций;
  • решение проблемных задач;
  • «аквариум»;
  • «вспышка»;
  • деловые игры;
  • работа с деловыми бумагами;
  • групповая мозаика;
  • групповые ралли;
  • две обоймы;
  • метод 66;
  • тест-инструкция;
  • опрос с помощью метапланкарт;
  • «сеть»;
  • интервью в парах;
  • ролевые игры;
  • «квартеты»;
  • «сэндвич»;
  • структурированные занятия;
  • групповой турнир;
  • презентация;
  • брейн-ринг;
  • кейсы и др.
Высокая степень гибкости и адаптивности активных методов обучения позволяет преподавателю с равной эффективностью использовать их в следующих случаях:
  • в заключении лекции, рассказа, беседы – как практическое обоснование актуальности рассмотренного вопроса;
  • в качестве введения в лекцию – постановки практической проблемы, которую предстоит разработать;
  • для иллюстрации положений, разбираемых в процессе лекции;
  • параллельно лекции – часть материалов передается в устном выражении, а другая – посредством активного метода;
  • вместо лекции – вся тема занятия раскрывается при помощи активного метода.
Активные методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решить одновременно следующие учебно-организационные задачи и функции:
  • подчинить процесс обучения управляющему воздействию педагога;
  • обеспечить включение в активную учебную работу, как подготовленных слушателей, так и новичков;
  • установить непрерывный контроль над процессом усвоения учебного материала;
  • реализовать учебные функции (закрепляются теоретические знания, отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения знаний и практических навыков, формирования методов познания и деятельности, саморазвития и самореализации);
  • реализовать производственные функции (отработать систему управления и его функции: организации производства, планирования, учета, контроля, анализа, координации, регулирования и т.д. для обеспечения стратегии бизнеса; спрогнозировать развитие предприятия, решить проблемную ситуацию и т.д.) с учетом будущей специальности и дисциплины;
  • реализовать исследовательские функции, как алгоритм принятия управленческих решений: выявление проблемы, постановка задачи, поиск решения проблемы и т.д.
Кроме того, АМО приобретают ценность еще и потому, что способствуют успешному формированию у обучающихся комплекса положительных деловых качеств, например, таких, как:
  • способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи, проблемы;
  • умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения - работать и самостоятельно, и в команде;
  • умение преодолевать сопротивление окружающих, предупреждать столкновения и разногласия, т.е. умение работать в коллективе;
  • знание уровня своей компетентности, умение анализировать и оценивать свои действия;
  • умение находить причины и источники критических, рисковых ситуаций;
  • способность выдвигать и формулировать идеи, предложения и проекты;
  • готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
  • умение избегать ошибок и просчетов;
  • способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
  • умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
  • умение имитировать наиболее характерные элементы деятельности человека в свете инновационных технологий, их максимальное приближение к реальности и др.
Активное обучение влияет на развитие у слушателей потребности к самообучению, самоусовершенствованию, то есть к научно–организованной самостоятельной работе, которая помогает управлять ситуацией, исключать возникновение неуправляемых явлений, рисковых ситуаций.


Подсмотрела материал тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий