ИКТ компетентность учителя

              Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя должен носить развивающий характер.
            Современный учитель должен обладать базовыми качествами учителя - предметника (базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ общего назначения.
 А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ - компетентностью, то есть учитель должен осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
   Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.)
Во - вторых, учитель - предметник используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы, применяя следующие программное обеспечение в ОС Windows, как  Microsoft office, а в ОС Linux - Open office в зависимости от операционной системы, распространяемой в учебном заведении.
В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов. Немаловажную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Для создания электронных учебников, пособий педагог может использовать различное ПО (в ОС Linux - Quanta Plus, в ОС Windows - Front Page, Конструктор сайтов E-Pablish).
В - четвертых, учитель - предметник  может самостоятельно разрабатывать тесты, применяя программные средства.
В - пятых, учитель - предметник  с помощью конструкторов сайтов может обучиться технологиям создания сайтов и основам Web-дизайна.
В - шестых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
    • ·  Дистанционное обучение;
    • ·  Оn-line тестирование;
    • ·  Участие в дистанционных олимпиадах;
    • ·  Конференции;
    • ·  Виртуальные экскурсии;
    • ·  Поиск различной информации.
Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.
              Компетентный учитель - предметник в области ИКТ  должен вести поиск и отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет; применять различные компьютерные средства, представляя образовательную информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты; создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с помощью различных электронных средств и компьютерных программ.
             ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в образовательном процессе постоянно, а не единично.
              Профессиональная направленность образования и самообразования учителя-предметника стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности, так необходимый в учебном процессе.
           Обобщая выше сказанное можно определить следующий перечень отдельных аспектов компетенций учителя-предметника образовательного учреждения в сфере ИКТ:
1.Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах, цифровых образовательных ресурсах.
4.  Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов учебно-воспитательный процесс.
5.Владение приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательного пространства как файловой систему основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
  • вводом текста с клавиатуры и приемами его форматирования;
  • подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы типовыми приемами работы с инструментами векторной графики;
  • приемами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, проведением простых расчетов);
  • приемами построения графиков и диаграмм;
  • методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.).
7 Владение простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
  • приемами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и на веб-страницах;
  • приемами вывода изображений на печать, записи на CD.
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
  • приемами навигации и поиска образовательной информации в WWW, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
  • приемами работы с электронной почтой и телеконференциями;
  • приемами работы с файловыми архивами;
  • приемами работы с коммуникационными технологиями (Skype – организация тескстовых конференций - ).
9 Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает:
  • наличие представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
  • наличие представлений о структуре веб-страницы;
  • владение простейшими приемами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта — файловой системы;
  • владение приемами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интранете и Интернете.
Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, - а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников, является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства необходимо организовать единое информационное пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он бу­дет протекать.



Источники:
  1. Шестакова Юлия Александровна, аспирант кафедры теории и методики преподавания информатики Кузбасской государственной педагогической академии «ИКТ – компетентность учителя – предметника» http://journal.kuzspa.ru/articles/59/ Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании».
  2. Информациолнные технологии в деятельности учителя - предметника. ЧастьI - Москва: РОССПЭН, 2007г.


Проверить уовень ИКТ - компетентности вы можете на сайте "Система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в сфере образования"  http://www.icttest.edu.ru/test/prog/ (необходимо предварительно скачать демо-версию)
 Проверим уровень вашей ИКТ - компетентности. Откройте тест по ссылке "ИКТ-компетентность учителя", выполните тест и отправьте результаты со страницы на проверку.

1 комментарий:

  1. Здравствуйте Юлия Валериевна!
    А какие интернет-ресурсы Вы используете на своих уроках?
    С уважением, Маргарита Калюжная
    Мой блог http://englishwebteacher.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить