Под
ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество
учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно
использовать информационно-коммуникационные технологии в своей
предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя
должен носить развивающий характер.
Современный
учитель должен обладать базовыми качествами учителя - предметника
(базовой ИКТ - компетентностью), то есть обладать знаниями и умениями,
необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств ИКТ
общего назначения.
А также учитель - предметник должен обладать предметно -
ориентированной ИКТ - компетентностью, то есть учитель должен осваивать
специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с
требованиями к содержания того или иного учебного предмета, и также
формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Это узкий список возможностей применения ресурсов Интернет для учителей - предметников.
Компетентный учитель - предметник в области ИКТ должен вести поиск и
отбор дополнительной информации с использованием ресурсов Интернет;
применять различные компьютерные средства, представляя образовательную
информацию; участвовать в различных on-line конференциях, с целью
повышения своего профессионального уровня; создавать компьютерные тесты;
создавать базы данных учебного назначения; применять мультимедийные
разработки в образовательных и воспитательных целях; создавать учебные
пособия в электронном виде; а также управлять учебным процессом с
помощью различных электронных средств и компьютерных программ.
ИКТ - компетентность учителя, как часть его профессиональной
компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы,
возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. А также
компетентный учитель - предметник должен использовать ИКТ в
образовательном процессе постоянно, а не единично.
Профессиональная направленность образования и самообразования учителя-предметника стимулирует развитие его педагогической компетентности и позволяет в практической деятельности формировать предметно-ориентированный уровень ИКТ-компетентности, так необходимый в учебном процессе.
Обобщая выше сказанное можно определить следующий перечень отдельных
аспектов компетенций учителя-предметника образовательного учреждения в
сфере ИКТ:
1.Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного
учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода
информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в
образовательном процессе.
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах, цифровых образовательных ресурсах.
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов учебно-воспитательный процесс.
5.Владение
приемами организации личного информационного пространства, интерфейсом
операционной системы, приемами выполнения файловых операций, организации
информационно-образовательного пространства как файловой систему
основными приемами ввода-вывода информации, включая установку и удаление
приложений и электронных образовательных ресурсов.
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
7 Владение
простейшими приемами подготовки графических иллюстраций для наглядных и
дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности
на основе растровой графики:
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
9 Наличие
представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки
образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую
деятельность.
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности, которое подразумевает:
Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования
и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров,
решение финансово-хозяйственных вопросов, - а также определяют систему
ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в
первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой
педагогически организованное взаимодействие его участников, является
также информационным процессом, связанным с производством, хранением,
обменом и потреблением различной информации. В силу этого
обстоятельства необходимо организовать единое информационное
пространство образовательного учреждения, то есть среду, в которой он
будет протекать.
Источники:
Проверить уовень ИКТ -
компетентности вы можете на сайте "Система сертификации компьютерной
грамотности и ИКТ-компетентности в сфере образования" http://www.icttest.edu.ru/test/prog/ (необходимо предварительно скачать демо-версию)
Проверим уровень вашей ИКТ - компетентности. Откройте тест по ссылке "ИКТ-компетентность учителя", выполните тест и отправьте результаты со страницы на проверку.
|
ИКТ компетентность учителя
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Здравствуйте Юлия Валериевна!
ОтветитьУдалитьА какие интернет-ресурсы Вы используете на своих уроках?
С уважением, Маргарита Калюжная
Мой блог http://englishwebteacher.blogspot.com/