1) Анализ
конкретных ситуаций.
Этот метод
служит инструментом исследования и изучения ситуации, оценки и выбора
правильного решения. Ситуации могут быть стандартные, критические и
экстремальные.
Обучение
анализу предполагает проведение следующих этапов:
а)
подготовка сюжета ситуации;
б)
формулировка вопросов-заданий слушателям;
в) групповая
работа над изучением ситуации;
г) групповая
дискуссия;
д) итоговая
беседа с принятием определенного решения.
Обучение
методу анализа позволяет слушателям приобретать дополнительные знания, учиться
избегать рисковых ситуаций, ошибок и неверных решений, сознательно влиять на
события и процессы производственной, финансово-экономической деятельности
предприятия, прогнозировать и планировать будущее.
С помощью
этого метода преподаватель формирует у обучающегося навыки решения
производственных, финансово-экономических ситуаций, задач, проблем. В ходе
занятия обучающийся усваивает принципы, закономерности, правила, процедуры,
средства и оптимальные способы решения различных типов задач.
Метод
предполагает проведение следующих этапов:
а)
постановка практической ситуации, задачи;
б) критерии
решения ситуации, задачи;
в) дискуссия
по предложениям, выдвинутым для решения ситуации, задачи;
г) выбор
оптимального варианта решения ситуации, задачи.
Включая в
учебный процесс практические ситуации, задачи, преподаватель должен исходить из
следующего положения: не ситуации, задачи нужны для закрепления знаний, а,
наоборот, знания нужны для решения ситуаций, задач.
3) Деловые
игры.
Они
используются для тренировки и развития творческого, исследовательского
мышления, формирования практических умений и навыков. Они позволяют
стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и
обострять восприятие учебного материала.
Процедура
деловой игры состоит из следующих этапов:
а) этап
изучения ситуации, подготовка участников и экспертов, сбор информации;
б) этап
проведения процесса игры;
в) этап
анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Деловая игра
– это репетиция производственной, финансово-экономической или общественной
деятельности будущего специалиста, позволяющая проиграть ситуацию, предвидеть
ее возможные варианты решения, предвидеть и избегать рисковых ситуаций.
Так, при
участии в деловой игре «Каким я вижу финансового менеджера» студенты, оценив
сообща конкретные производственные финансово-экономические ситуации, могут
проверить себя, узнать дополнительные черты характера людей, с которыми учатся
и с которыми придется работать в будущем, дать объективную оценку будущему
специалисту, выдвигаемому на должность финансового менеджера из числа студентов
группы и др.
4) Методы
«круглого стола».
Они предполагают
принцип коллективного обсуждения ситуаций, проблем. Это могут быть учебные
семинары, учебные дискуссии, встречи со специалистами различных организаций.
Необходимо, чтобы участники «круглого стола» выступали не с подготовленными
докладами, а со своим мнением по затронутой ситуации, проблеме.
Использование
этого метода способствует выработке у обучающихся умения спорить,
аргументировано, с научной точки зрения доказывать, защищать и отстаивать свое
мнение, прислушиваться к мнению других.
5) Метод «мозговой
атаки».
Он
способствует развитию динамичности мыслительных процессов, способности
абстрагироваться от объективных условий и существенных ограничений, формирует
умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели с использованием
инновационных подходов.
В общем
виде, процедура «мозговой атаки» состоит из следующих этапов:
а)
формулирование проблемы, которую необходимо решить. Формирование нескольких
рабочих групп и экспертной группы;
б)
тренировочная сессия – разминка, быстрый поиск ответов;
б) «мозговая
атака» - штурм поставленной проблемы, генерирование идей;
в) оценка и
отбор наилучших идей;
г) сообщение
о результатах мозговой атаки.
Использование
этого метода вырабатывает у обучающихся убеждение в том, что довольно сложные
ситуации, проблемы, не поддающиеся решению традиционными способами, неожиданно
могут быть разрешимы при использовании инновационных подходов
6) Практикум
(психологический, исследовательский, прогностический, поисковый).
Под
практикумом понимается самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа по
заданию преподавателя.
Практикум
(психологический, исследовательский, прогностический, поисковый) – это
своеобразные упражнения, направленные на отработку различных навыков,
закрепление теоретических знаний соответствующей дисциплины и специальности.
Практикум состоит из описания конкретных ситуаций изучаемой темы
соответствующей дисциплины, анализируя которые, обучающиеся могут принимать
управленческое решение с позиции будущей специальности с учетом знаний, умений,
навыков практической и исследовательской работы.
В связи с
вышеизложенным, при изучении большинства тем учебных дисциплин по всем
специальностям полезно использовать проблемные стандартные и рисковые ситуации
и задачи такого рода.
7)
«Пресс-конференция», «дискуссия», «аквариум», «сэндвич», «групповая мозаика».
При
закреплении теоретического материала возможно использование таких форм АМО, как
«пресс-конференция», «дискуссия», «аквариум», «сэндвич» «групповая мозаика» и
др.
На
«пресс-конференцию» на занятии уходит 15-20 минут, это, по существу,
взаимоконтроль студентов. На одном занятии половина группы задает вопросы
(оцениваются не только ответы, но и грамотность, глубина, количество заданных
вопросов, аналитические способности, инновационный исследовательский характер
работы над вопросами, над их постановкой и формулировкой). Дается 5 минут на
подготовку вопросов и просмотр конспектов, раздаточного материала,
учебно-методических рекомендаций, инструкций, на психологический, поисковый,
прогностический, исследовательский настрой. Затем тетради с конспектами лекций,
учебники собираются. Начинается «пресс-конференция». Ответы дополняются,
комментируются студентами и преподавателем, что также оценивается. Оценки
выставляются с участием группы, комментируются достоинства и недостатки
ответов.
Достоинства
такой формы опроса очевидны: объективность оценок и закрепление материала,
исследовательский характер работы на занятии.
На следующем
занятии подгруппы меняются местами.
8) Диктанты,
составление тестов, опорных конспектов и кроссвордов, проектирование моделей,
проектов, карт по результатам системного анализа и ИСО по дисциплине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий